1. Линейность.
Если свежая игра (РПГ) очень линейна, то, как правило, я кидаю ее в отстой. Таковыми были: Fallout: Tactics, NOX, Dungeon Siege (1,2), Beyond Definity, Forgotten Realms: Demon Stone... может еще чего было, но сейчас не припомню. Исключение здесь составляет Diablo (1,2) - эта игра чем-то брала, затягивала...
2. Сюжетность (не знаю, верный ли термин, но подразумевается качество сюжета - развернутость, запутанность, ветвистость...).
К сожалению все меньше и меньше игр, которые могут похвастаться хорошим сюжетом, хотя для некоторых это является чуть ли не единым достоинством. Яркий пример - The Fall (не только мое мнение, критики большинства игровых журналов отозвались примерно так), сюжет - что надо, хотя я и не проходил игру (баги не позволили), но то на чем все основывалось мне понравилось, обыграно хорошо, но баги, непродуманность, несбалансированность и линейность мешают насладится прохождением игры. Возможно с выходом эдак 10точки патчей в игру можно будет нормально поиграть...
Diablo опять-таки составляет исключение.
3. Сбалансированность.
Баланс оружия, брони, магии, классов, фитов и тп.
4. Продуманность и проработанность.
Если игра нелинейна, то она должна быть хорошо продумана. Например в Fallout (2) мне никогда не нравилось то, что была возможность с самого начала добраться до мега брони, или в боевом режиме пробраться в город убежище... хотя последнее уже из раздела бажность, об этом ниже. Продуманность квестов, привязка их к основному сюжету или же, в протином случае, что бы они сюжету не мешали или не мешали его прохождению. Ассортимент оружия и брони (здесть всм фору даст пожалуй Dungeon Siege и, теоретически, нвн). Проработанность и качество текстур, от плохих текстур отвратный осадок.
5. Бажность.
Бывает такое, что игра хороша, но багов столько, что пройти ее не представляется возможным, таковую я уже вспоминал, да не закидают меня фениками фанаты

. Даже относительно небольшие баги делают большие минусы игре, а когда их еще и много, то это вообще могила.
6. Графика.
Ну куда же без нее... да в принципе можно и без нее (дружно вспоминаем родной fallout!), но ее присутствие крайне желательно, не видел, пожалуй, что бы в рпг графика шла в минус, особенно если можно настроить хорошую графику под разные машины разной мощности.
7. Дизайн.
Внешний дизайн, дизайн менюшек, иконок, оружия, шмоток, уровней, ландшафта, городов, монстров...
В первых трех пунктах на мой взгляд весьма и весьма спорный дизайн в Gotic 2 (1 к своему стыду не играл

).
Тоже очень важная между прочим категория, с плохим дизайном противно играть.
8. Озвучка.
Не смотря на то, что я поставил ее на одно из последних мест, это никак не означает то, что без хорошей озвучки можно обойтись, ее присутствие КРАЙНЕ желательно и идет как большой +. В КОТОР2, например, все до единого диалоги были озвучены, выразить не могу, как это было по кайфу. Качество озвучки, тоже очень важно, актеры должны хорошо отыгрывать роли озвучиваемых. Так же озвучка мира очень его оживляет и способствует погружению в игру и ее атмосферу, так что без нее никак.
9. Анимация.
С плохой анимацией в наше время далеко не уйдешь. Если для нвн или морра такое еще вполне позволительно то для свежевышедшего Dungeon Siege 2 это было, ИМХО, не простительно. Не раскрывающиеся рты и дергающиеся, как марионетки, модели уже вышли из моды

.
__________
Все выше сказанное на мой взгляд имеет принципиально важное значение для игры и ее успеха.
========
В душу запали: Fallout (1,2), TES3:Morrowind, Gotic 2, KOTOR (1,2), Arcanum, PT, NwN (не синглы), КР 1,2 (Косм. рейнджеры если кто не понял

). К своему стыду не играл в BG, ни одну из частей и ID, но уверен, что если бы поиграл, то мне бы понравилось.